Фамильный портал рода Гурулевых: ГУРУЛЕВ.РУ

Изображение Этимасии в монетной чеканке Византии

В.В.Гурулева (С.-Петербург)
Изображение Этимасии в монетной чеканке Византии

В Византии XIII в. выделяется один тип монет, никогда ранее и позднее не употреблявшийся, а именно: изображение Этимасии на серебряных и медных трахеях Михаила VIII Палеолога (1259—1282). В собрании Эрмитажа хранится одна медная монета этого редкого типа.
Термином "Этимасия" обозначается изображение пустующего трона, подготовленного для второго пришествия Христа. Возникший еще в ветхозаветном представлении, этот образ был воспринят в Новом завете и нашел отражение в различных произведениях искусства. Этимасия изображалась как украшенный драгоценными камнями трон со свитком или закрытым Евангелием на нем (Евангелие иногда увенчано изображением голубя или короны). Трон окружали орудия Страстей Христовых — крест (наверху), копье и губка (по бокам).
Кроме того, в Византии существовал обычай выставлять богато украшенный трон с Евангелием на нем во время торжественных заседаний Вселенских соборов, что символизировало невидимое присутствие Христа — божественного председателя собора.
В нумизматической литературе известно 4 экз. монет с изображением Этимасии (две серебряные и две медные), три из которых хранятся в частной коллекции английского нумизмата С.Бендалла и один — в коллекции Дамбартон Оке в Вашингтоне. На лицевой стороне этих монет изображены император и святой воин (надписи с их именами не сохранились), держащие между собой звезду на длинном древке. Сохранность оборотных сторон этих монет столь плоха, что долгое время не удавалось понять представленный на них образ. Только сопоставив свои монеты с экземпляром из Дамбартон Оке, С.Бендалл сумел реконструировать сюжет оборотной стороны — изображение пустого трона, на котором лежит Евангелие. Над ним — крест, заключенный в круг, а по бокам трона — копье и губка, надетая на тростник. Надпись ΕΤΟΙΜΑΣΙΑ расположена двумя колонками. Анализ портретов императора позволил С.Бендаллу атрибутировать монеты как принадлежащие Михаилу VIII и датировать их выпуск 1274—1282 гг. Однако исследователь не связывал эти выпуски с каким-то определенным событием в истории Византии. Их появление он объяснял практиковавшейся в то время частой сменой типов изображений, которая заставляла использовать новые для монетной чеканки религиозные образы.
С таким объяснением едва ли можно согласиться. Хорошо известная роль монеты как средства пропаганды политики и идеологии государства наталкивает на мысль, что появление такого изображения далеко не случайно. Тяжелое положение, в котором оказалась восстановленная Византийская империя, особенно из-за внешнеполитических проблем, заставило Михаила VIII обратиться за поддержкой к римскому папе и согласиться на объединение церквей. На церковном соборе 1274 г. в Лионе послы Михаила приняли унию. Это событие еще больше накалило и без того непростую обстановку внутри страны и явилось, вероятно, причиной выпуска монет, пропагандирующих политику императора.
Монета из коллекции Эрмитажа позволяет внести некоторые уточнения в атрибуцию этих выпусков:
1. Сохранившиеся последние буквы надписи с именем императора подтверждают выводы С.Бендалла о принадлежности этих монет Михаилу Палеологу;
2. Изображенный на лицевой стороне святой воин является св. Феодором.

С оригиналом текста можно ознакомиться перейдя по ссылке: http://www.icon-art.info/phpBB2/viewtopic.php?p=1621#1621