Фамильный портал рода Гурулевых: ГУРУЛЕВ.РУ

Гурулёв Станислав Андреевич "Ёрдынские игры"

Гурулёв Станислав Андреевич "Ёрдынские игры"Гурулёв Станислав Андреевич "Ёрдынские игры"Гурулёв Станислав Андреевич "Ёрдынские игры"Гурулёв Станислав Андреевич "Ёрдынские игры"

Буряты как народ сформировались на обширных лесостепных пространствах Прибайкалья и Забайкалья. Непосредственными предками бурят, равно как и якутов, считаются курыканы, жившие вокруг Байкала в VI – VII веках новой эры. Они занимались скотоводством, особенно разведением лошадей, земледелием, в том числе орошаемым, выплавляли и обрабатывали железо.
Буряты входят в мир монголоязычных народов (монголы, калмыки и др.), возвышение которых в Центральной Азии началось в XII – XIII веках при Чингисхане. Монголы, калмыки и буряты имеют общих легендарных предков в лице Борте-Чино и Гоа-Марал, некогда переплывших море Тенгис (Байкал) и давших родоначалие всем монгольским народам. Особенно почитаемыми у монгольских народов являются Алан-Гоа и её сын Бодончар (Простак). Красавица Алан-Гоа была дочерью Хорилартай-Мергена и Баргучжин-Гоа. В родословных между Алан-Гоа и Чингисханом насчитывается 10 поколений, что даёт возможность определить время жизни Алан-Гоа второй половиной IX века. Первые упоминания в истории о бурятах относятся к началу XIII века. В 1206г. Чингисхан направил старшего сына Джучи с войском на покорение «лесных» народов, которые не подчинялись монголам. Джучи покорил эти народы, в числе которых оказались ойраты, буряты, баргуты, убсусы, хабсаги, тубасы. Буряты, выражая покорность, преподнесли монголам дары в виде белых кречетов с берегов Байкала.
В начале XX века среди бурят насчитывалось более 220 родов, которые объединялись в 4 племени – булагаты, эхириты, хори и хонгодоры и одну Селенгинскую родоплеменную группировку. Если рассматривать ближайшие к Байкалу районы, то в Прибайкалье (территория Иркутской области) проживали в основном булагаты, эхириты и хонгодоры, в Забайкалье – хори и селенгинские буряты. Кочевой образ жизни, в прошлом присущий всем родам и племенам, предопределил многие этнические особенности бурят. Огромные по площади ареалы кочевания – от Средней Азии на западе и до степей Внутренней Монголии на востоке, от предгорий Тибета на юге и до сибирской тайги на севере – вовлекли бурят в разнообразные этнические контакты, результатом которых явилось вхождение в их состав родовых группировок и тюрок, и эвенков, и иранцев, и палеоазиатов. Поэтому различные племена бурят обнаруживают совершенно разные генеалогические связи со своими исконными сородичами – монголами и калмыками – и несут разную этническую окраску, не всегда ясную и заметную, от народов, некогда вошедших в их состав. Эти этнические особенности сказываются в быте, обрядах, религиозных представлениях бурят.
Особо следует сказать об эхиритах. Этноним «эхирит» можно воспроизвести от аринского (палеоазиатского) слова «икерет» - мужик, что должно свидетельствовать о вхождении палеоазиатов в состав племени эхиритов. Бассейн Анги – это исконные земли эхиритов, как и верховья Куды, текущей в Ангару, и верховья Лены. Эхириты в конце XVIII века своими кочевьями освоили и часть восточного побережья Байкала, особенно устье Баргузина. Основу племени эхиритов составляют 8 родов: абзай, баяндай, бура, олзойтон, хэнгэлдэр, шоно, нэхэлэй. В племени насчитывается около 60 родов-ответвлений: арвангут, балтай, бахзай и др. некоторые их этих родов очень многочисленны и делятся на кости. Так, род кырма имеет 6 костей: тухум, шодор, холбат и др. среди эхиритов есть и пришлые роды: цэгэнуд, нагатай, хэнхэн и др. В племени эхиритов есть и выходцы из Джунгарии (Средняя Азия), рода которых называются по цвету древних знамён монголов: боронуд (серые), харануд (чёрные), хурунуд (коричневые), хухунуд (синие), шарануд (жёлтые). Сложная структура племени эхиритов свидетельствуют о его глубокой древности.
В нашей стране проживает 421 тыс. бурят (по переписи 1989г.). Они живут в республике Бурятия, в Иркутской и Читинской областях. За рубежом буряты проживают в МНР и КНР.
Ёрдынские игры, по-бурятски Ёрдын наадан, проводились вокруг двух сопок – Ехе Ёрд и Бага Ёрд, расположенных в долине Анги, в 8 км от районного центра Еланцы вниз по течению Анги, в сторону Байкала. Более крупная из сопок – Ехе Ёрд – представляет собою холм почти правильной куполообразной формы, высотой 40 – 42 метра над поймой долины. Сложена сопка гнейсами, гранитными пегматитами, кварцевыми жилами, то есть горными породами, характерными для данного района Приольхонья. Сопка Бага Ёрд имеет продолговато-вытянутую форму, высота её над поймой всего лишь 12 метров. Она сложена гнейсовыми пегматитами. На обеих сопках нет никаких признаков, которые указывали бы на искусственное их происхождение. Необычность сопок заключается лишь в том, что они стоят на ровном пространстве поймы Анги, которая охватывает их со всех сторон.
Знания об Ёрдынских играх были возрождены несколько лет тому назад благодаря исследованиям профессора Д.С. Дугарова. Краткие сообщения об играх исследователь нашёл в полевом дневнике видного бурятского этнографа М.Н. Хангалова (1908г.): «В Яланцовском ведомстве есть две небольших горы, которые имеют продолговато-конусообразную форму и вышиною около 25 сажень. Эти две горы называются одна Малая Ёрд («Бага Ёрд») и другая Большая Ёрд («Ехе Ёрд»). Эти горы замечательны тем, что прежние буряты во время зэгэтэ аба вокруг Большого Ёрд устраивали национальный праздник «хатарха». Окружность Бага Ёрд (видимо, ошибка; следует читать: Ехе Ёрд) около 700 обыкновенных шагов, следовательно, здесь принимали участие около семисот человек, а менее не могли, но больше сколько угодно. Относительно устраивания национального танца «хатарха» вокруг этой горы есть много народных преданий, которых не успел собрать. В Кудинском ведомстве я слышал, что игры вокруг горы продолжались около тридцати дней. Что один молодой человек в 30 дней износил шесть унтов. Курумканском ведомстве слышал, что во время игры вокруг гор Ёрд (Ёрд наадан) хорошие и меткие парни находили себе красивых и хороших жён. Красивые и хорошие девицы находили хороших, умных и метких мужей».
К этому сообщению М.Н. Хангалова следует сделать замечания о том, что представления исследователя об особой эпохе зэгэтэ аба (облавных охот) в истории бурят в последующем не получили подтверждения, и что танец «хатарха» является разновидностью общебурятского группового танца ёхор.
Устные предания об играх сохранили главным образом ольхонские буряты. Обобщенные сведения о них сводятся к следующему. Игры проводились либо один раз в году, весной, в мае, когда земля покрывалась свежей зеленью, либо дважды в году, весной и осенью. В связи с этим Д.С. Дугаров высказывает предположение о том, что некогда игры проводились два раза в год, а в позднейшее время – один раз, только весной, а затем и вовсе прекратились.
Продолжительность игр определяется в 6 суток, не более. Сообщение М.Н. Хангалова о продолжительности игр в 30 суток устными рассказами бурят не подтверждается.
Главным событием на играх выступает многодневный круговой танец ёхор вокруг сопки Ехе Ёрд. Чтобы охватить сопку полностью по периметру танцующими, необходимо иметь не менее 700 участников. Когда не собиралось на празднества такого количества людей, то игры считались неудачными, и приехавшие быстро разъезжались. В соответствии с этим и в целом год признавался неудачным, не несущим людям счастья и благ. Когда же собиралось много народу, до 2 – 3 тысяч человек, игры проходили в течение нескольких дней, причём танец ёхор танцевали вокруг сопок днём и ночью.
Кроме ёхора, на празднестве устраивали состязания певцов. И вообще на играх исполнялись всевозможные песни. По всей видимости, на играх широко были представлены традиционные бурятские спортивные состязания: стрельба из лука, борьба, конные скачки. Но в преданиях нет указаний на проведение здесь жертвоприношений и молебствий.
Рассказывают, что рядом с сопками Ёрд жил очень богатый бурят. Своим овцам он не знал счёта. Перед играми этот богач устилал шкурками белых ягнят все склоны священной Ёрд, и она становилась белоснежной.
На игры съезжались в основном молодежь. Приезжали молодые люди со всех районов Западной Бурятии, приезжали и с восточного берега Байкала.
Относительно статуса игр, их места и роли в системе бурятских празднеств и верований могут быть высказаны две версии. По мнению Д.С. Дугарова, Ёрдынские игры входили составной частью в единый курыканский культовый комплекс, в который, возможно, включалась недалеко расположенные священная белокаменная скала Аяя с её писаницами бронзового и железного веков, гора Улаан Хада («Красная гора»), местность Сахуюрта («Кремнёвая»), священное озеро Хуурхай («Сухое озеро»), священное море Байкал («Далай»). Молебствия с жертвоприношениями могли происходить в другом священном месте, вокруг сопок Ёрд совершались обычные празднества с непременным ёхором и песнопениями. Сопки олицетворяли, возможно, мифическое мировое дерево, через посредство которого люди устанавливали связь с небесными божествами, посылая им свои молитвы и жертвоприношения. Игры вокруг Ёрд напоминали, по мнению исследователя, олимпиады, смотры народно-песенного творчества. По своему порядку они сходны с круговыми танцами вокруг священной горы у эвенков Охотского побережья, с хороводным многодневным танцем осуохай на якутском весеннем кумысном празднике ысыах.
По нашему мнению, Ёрдынские игры представляли собою родоплеменной праздник эхиритов, проводимый весной и осенью. Аналогичный праздник у хори-бурят в конце XVIII века описал и присутствовал на нём И.Г-Георги. Весной хори-буряты проводили празднество, на котором в жертву приносились только молоко, осенью, в сентябре, они праздновали новый год и с богатыми жертвоприношениями поминали бога неба, солнце, луну, землю, реки, горы. Возможно, такие же празднества были у эхиритов.
Слово «Ёрд» - не бурятское и не монгольское (современные буряты произносят «Ёрдо»). В топонимах Ехе Ёрд и Бага Ёрд бурятскими являются лишь первые слова, означающие «большой» и «малый». Основа «Ёрд», по мнению Д.С. Дугарова, является заимствованной. Она сходна с названием богини Земли в скандинавской мифологии (древнеисландское iord – «земля»). По нашему мнению, основа «Ёрд» могла быть заимствованной из христианства, она созвучна названию реки Иордан, в водах которой, по христианским верованиям, Иоанн креститель крестил Иисуса Христа.
Несмотря на скудность сведений и наших знаний об Ёрдынских играх, несомненным остаётся то, что эти игры и празднества были в древности присущи бурятам и, прежде всего эхиритам. Их возрождение явится, конечно, значительным событием в духовной и культурной жизни всего бурятского народа.

Гурулёв Станислав Андреевич

С оригиналом статьи можно ознакомится страницах на Байкалинфо.